Земельные владения бояр и дружинников передаваемые по наследству называются

Дружинники и бояре

Структура княжеской дружины аналогичная организации княжеского двора: оба они – орудия княжеского управления. Сохраняя черты личной организации и двор, и дружина становятся центрами государственного управления. Позже из дружины вырастет боярское сословие, разовьется княжеская администрация, основа будущих вооруженных сил. Функции: «держание» города находясь в качестве посадника или воеводы (получали самостоятельность, но оставались ставленниками князя).

Появление в РП статей, где упоминаются боярские тиуны, рядовичи, холопы и боярское наследование позволяет делать вывод о том, что к этому времени утвердилось боярское землевладение. Предположительно группа феодалов-бояр сформировалась из более богатых дружинников князя и из родоплеменной знати. Формой их землевладения были: вотчина и держание (поместье). Вотчины приобретались путем захвата общинных земель или путем пожалования и передавались по наследству. Держание бояре получали путём пожалования (на время службы боярина или до его смерти). Всякое земельное владение бояр было связано со службой князю, которая считалась добровольной. Переход боярина от одного князя на службу к другому не рассматривался как государственная измена.

Другая категория мелких и средних феодалов сформировалась из дворцовых слуг, получивших за службу земли, и из общинников, захвативших общинные земли. К феодалам следует отнести церковь и монастыри, которые после принятия христианства постепенно стали крупными землевладельцами.

Бояре могли быть земскими и княжескими. Земские бояре являлись потомками родоплеменной знати, владели земельными участками. Основания приобретения статуса – в порядке наследования земельных участков от родоплеменной знати, то есть факт рождения в семье бояр. Их называли «лучшими людьми», «нарочитыми мужиками», «старцами градскими». Особым статусом обладали киевские князья, так как они принимали участие в управлении государством.

Княжеские бояре приобретали статус в случае поступления на службу к князю и получении земли за службу, они происходили от служилых людей. Это категория привилегированного населения. Представители: тиуны – княжеские приказчики при поступлении на службу они заключали ряд.

Обязанности бояр: подчиняться великому князю для княжеских бояр – находится на службе у князя, для земских бояр – обязанность оказывать военную поддержку, предоставлять воинов князю активное участие в принятии важнейших политических и управленческих решений, работа в княжеском совете и княжеском суде.

Бояре находились в подчинении: сюзерен – великий князь, все остальные по отношению к нему – вассалы, таким образом, это система вассалитета-сюзеренитета (ее особенностью был договорный характер отношений и экономическая самостоятельность вассала).

Их права закрепляли привилегии: бояре обладали правом иммунитета, неприкосновенности, были освобождены от уплаты налогов и обладали исключительным правом на землю.

Личные права: принадлежность к боярскому званию и личное достоинство особы режим защиты жизни и чести боярина (за убийство боярина - двойная вира – 80 гривен (ст.1 ПП ) существовал штраф за бороду – 12 гривен (ст.67 ПП ст.8 КП )) право заключать браки по своему личному усмотрению.

Имущественные права. владеть землей (вотчинники - только бояре) холопами, право заключать договоры от своего имени, в своих интересах, участвовать в имущественных операциях передавать имущество по наследству (в первую очередь – сыновьям, потом – дочерям – ст. 91 ПП ).

Политические права. занимать должности в государственном аппарате участвовать в Вече.

Процессуальные права: право вотчинной юрисдикции, то есть имели право осуществлять правосудие в отношении населения, проживающего на боярской вотчине. Сами бояре подлежали княжеской юрисдикции являлись полноправными участниками процесса (ст.66 ПП ) способы защиты права собственности бояр (наказание за нарушения права земельной собственности, за нарушение права собственности на холопов – регламентировалась процедура поиска беглого холопа - ст.112–115 ПП ).

Основания для утраты статуса. совершение преступления, за которое РП устанавливала высшую меру наказания в виде потока и разграбления (поток – выдача с головой в холопы, то есть - рабство, разграбление – конфискация имущества). Преступления, за которые предусматривался «поток и разграбление»: ст.7 ПП – умышленное убийство ст.83 ПП – поджог, ст.35 ПП – конокрадство.

5.105.95.87 studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

- уровень развития сельского хозяйства, ремесла, торговли.

1. Организация феодального хозяйства в Киевской Руси

Особенности процесса феодализации в Киевской Руси.

Формирование феодальной экономики в русских землях относится к периоду существования древнерусского государства - Киевской Руси. Его экономической основой была феодальная собственность на землю, но процесс феодализации имелись свои отличия:

замедленность развития, обусловленная географическими условиями (открытость границ, отсутствие естественных барьеров в борьбе с кочевниками) и политическими факторами (доминирование проблем обороны и безопасности, необходимость содержания военного аппарата)

формирование государства не снизу вверх, а сверху вниз. Нехватка средств для содержания дружины привела к сбору своеобразных налогов с подчиненных территорий в форме дани (полюдья), определяемой сначала обычаем, затем в зависимости от размеров хозяйства (дыма). Позднее к ней добавились торговые и судебные пошлины, а также натуральные повинности (строительство дорог, содержание князя и дружины во время походов и т. д.). В X в. недостаток средств начал компенсироваться раздачей княжеских земель на условиях службы

неразвитость отношений собственности. Формально земля и ресурсы принадлежали классу феодалов, фактически оказывались лишь во временном пользовании. Таким образом, формирующаяся феодальная собственность была частной по форме, государственной по содержанию

особая роль христианства как государственной религии. Первоначально церковь существовала за счет князя: на ее обеспечение шли отчисления от собираемых даней и других поступлений на княжеский двор. К тому же со времени крещения Руси до 1918 г. церковь обладала правом неотчуждаемости своей собственности. В результате церковь выполняла не только религиозные функции, но определенные социально-экономические.

Социально-экономическая структура общества.

Каждая область имела своего князя, независимого в делах внутреннего управления, но князья эти владели русскою землею сообща и меняли свои княжества, подвигаясь по старшинству к главному столу, киевскому вследствие этого области находились в тесной связи: смерть киевского князя была событием одинаковой важности как для киевлянина, так и для черниговца, и для смольнянина, и для отдаленного ростовца и новгородца, ибо она влекла за собою перемены в их родных областях самые усобицы княжеские за старшинство, за обладание Киевом, укрепляли сознание о единстве земли, потому что вследствие их дружины северные стремились на юг, южные - на север несмотря на огромное расстояние областей русских, например Волыни от Ростова или Новгорода, жители их принимали участие в делах друг друга благодаря этой нераздельности княжеского рода.

Название князя на Руси принадлежало только членам Рюрикова потомства и не отнималось ни у кого из них ни в каком случае старший между ними назывался великим князем. Князь был призван для того, чтобы княжить и владеть, по словам летописи он заботился об утверждении порядка в земле, о деле военном, о законах. Князь обыкновенно был главным вождем во время войны и верховным судьей во время мира, он наказывал преступников, его двор был местом суда, его слуги были исполнителями судебных приговоров. Князь собирал дань с жителей своей области кроме того, в его пользу шли пошлины, которые брались при продаже товаров, с обвиненных при решении дел судебных наконец, большой доход князьям приносили принадлежавшие им земли, населенные рабами: на этих землях князья устраивали себе дворцы, где складывались всякого рода вещи, нужные в хозяйстве, - мед, вино, медь, железо и т. п. Эти земли, доставлявшие множество съестных припасов, давали возможность князьям угощать беспрестанно дружину, духовенство, иногда всех жителей городских.

Князь имеет дружину, с которою он обо всем советуется, ходит в походы, за данью, охотится, пирует из членов дружины назначал князь правителей в города, или посадников, воевод для городовых полков, или тысяцких, приставников при разных делах, или тиунов хороший князь по тогдашним понятиям ничего не щадил для дружины, что получал, все издерживал на нее, ничего не откладывал собственно для себя, потому что с храброю, преданною дружиною никогда не мог быть беден. Дружинник был при князе советником (думцем), получал от него обильное содержание, и денежное жалованье, и доходные места, а если ему что-нибудь не нравилось, то мог свободно переходить от одного князя к другому: это не считалось изменою, ибо князья владели сообща русскою землею. Не будучи привязан к одному какому-нибудь князю, дружинник не был привязан и к одному какому-нибудь княжеству, но сопровождал князя, в службе которого ему нравилось, из одного княжества в другое. Это движение не давало дружинникам возможности усиливаться в качестве постоянных богатейших землевладельцев не могли они усилиться и как посадники, правители волостей, городов, потому что с самого начала князья - потомки Рюрика чрезвычайно размножаются, вследствие чего все сколько-нибудь значительные города и волости находятся в управлении самих князей, а не посадников их.

Дружина разделялась на старшую - бояр, советников, думцев князя по преимуществу, и на младшую - людей молодых летами и подвигами (гриди, гридьба) в состав дружины входила также собственная прислуга князя (отроки, детские, пасынки, дворяне). Войско составлялось из дружины и полков, собираемых из остального народонаселения, городского и сельского ополчения разделялись на конницу и пехоту.

В городе жил князь или его посадник, окруженный дружиною, под стенами города селились промышленные люди, сначала, разумеется, те, которых изделия всего нужнее были для дружины, мастера оружейные потом, если город находился на выгодном месте, на большой реке, на торговом пути, то число жителей и богатство их увеличивались так появились большие города на Руси: Киев, Новгород, Полоцк, Смоленск, но жители, селившиеся подле других небольших городов, занимались обыкновенно земледелием каменные стены у городов были редкостью, большею частью стены были деревянные.

Когда князь предпринимал что-нибудь, то в совет свой вместе с дружиною призывал и городских старцев так было при первых князьях, но потом, после Ярослава I князья созывают всех городских жителей на вече и предлагают им какое-нибудь предприятие, обыкновенно поход граждане соглашаются или не соглашаются. Особенно значение веча поднялось во время княжеских усобиц, когда города получили возможность выбирать между несколькими князьями-соперниками, выбирать того, кто был ласковее и уступчивее сила веча зависела также от многочисленности и богатства жителей: были сильные веча в Киеве, Новгороде, Полоцке, Смоленске, Ростове маленькие же города или пригороды своего веча не имели, а исполняли то, что решат веча больших городов.

Особенно сильно было вече в Новгороде Великом: во-первых, по богатству и многочисленности жителей, во-вторых, потому что князья менялись очень часто вследствие усобиц, происходивших на юге, и новгородцы могли выбирать из многих в-третьих, так как главная сцена действия была на юге, князья бились все около Киева и ближайших к нему городов, то новгородцы могли безопасно менять князей и заключать с ними ряды, или договоры: князья, занятые на юге, не имели средств и охоты ходить с большим войском к далекому Новгороду и заставлять его жителей исполнять свою волю.

Управление в Киевской Руси носило недифференцированный характер.

Только к XI в. начинают появляться особые должностные лица. Так, сбор дани осуществляли банщики, сбор торговой пошлины - мытники, сбор виры (штраф за убийство человека) - вирники, сбор за продажу лошадей - пятенщики.

Экономическое развитие Киевской Руси было связано с организацией форм крупного земледелия. Период Х - середина XII в. представляет начальный этап складывания индивидуальной крупной земельной собственности в форме вотчины. Феодальная вотчина была формой абсолютного землевладения, поэтому первоначально существовали княжеские вотчины, с XI в. появляются вотчины у дружинников и церкви.

Княжеский домен. К середине XI в. на огромных пространствах Руси, но особенно ощутимо в Среднем Поднепровье и вокруг Новгорода, земли все чаще попадают в частные руки. Первыми здесь, конечно, были князья. Пользуясь силой, влиянием, они в одних случаях откровенно присваивали себе общинные земли, в других — “сажали” на свободные земли пленных и превращали их в своих работников, строили в личных владениях хозяйственные дворы, собственные хоромы, охотничьи дома, поселяли в этих местах своих управителей, начинали организовывать здесь собственное хозяйство. Владения рядовых свободных общинников, связанных ранее с князем и государством лишь узкой ниточкой ежегодной дани, все плотнее окружаются княжескими землями, в княжеское хозяйство переходят лучшие пахотные участки, луга, леса, озера, рыбные ловли. Многие общинники оказываются под покровительством князя и превращаются в зависимых от него работников.

Создается, как и в других странах Европы, княжеский домен, т. е. комплекс земель, населенных людьми, принадлежащими непосредственно главе государства, главе династии.

Такие же владения появляются у братьев великого князя, у его жены, у других княжеских родственников. В XI в. таких владений было еще не много, но они уже появились, знаменуя на Руси наступление новых порядков.

Владения бояр и дружинников. К этому же времени относится появление собственных земельных владений, личных больших хозяйств княжеских бояр и дружинников. В ранний период государственности великие князья предоставляли местным князьям, а также боярам права на сбор дани с тех или иных земель. Эти земли с правом сбора с них дани давались князьям и боярам в кормление. Это было средством их содержания. Позднее в разряд таких “кормлений” перешли и города. А далее вассалы великого князя передавали часть этих “кормлений” уже своим вассалам, из числа собственных дружинников. Так складывалась система феодальной иерархии. Такая система как раз и зарождалась на Руси в XI — XII вв. В это же время появляются первые вотчины бояр, воевод, посадников старших дружинников.

Вотчиной (или “отчиной”) называлось земельное владение, хозяйственный комплекс, принадлежащий владельцу на правах полной наследственной собственности. Однако верховная собственность на это владение принадлежала великому князю, который мог вотчину пожаловать, но мог и отнять ее у владельца за преступления против власти и передать ее другому лицу.

С XI в. отмечено и появление церковных земельных владений. Великие князья предоставляли эти владения высшим иерархам церкви — митрополиту, епископам, монастырям, церквам.

С течением времени правители стали жаловать своим вассалам не только право владения землей, но и право суда на подвластной территории. По существу, населенные земли попадали под полное влияние своих господ—вассалов великого князя. А те затем жаловали часть этих земель и часть прав на них уже своим вассалам. Выстраивалась пирамида власти, в основе которой лежал труд работающих на земле крестьян, а также живущего в городах ремесленного люда.

Но по-прежнему на Руси многие земли оставались еще вне притязаний феодальных владельцев. В XI в. эта система лишь появлялась. Огромные пространства были заселены свободными людьми, которые жили в так называемых “волостях”, над которыми был лишь один хозяин — сам великий князь как глава государства. И таких свободных крестьян — смердов, ремесленников, торговцев было в то время в стране большинство.

Феодальная вотчина. Феодальная вотчина - владение, находящееся в полной собственности феодала. Оно передавалось по наследству и могло служить объектом купли-продажи.

Деревни, населенные крестьянами, пахотные земли, луга, огороды крестьян и хозяйственные земли, принадлежащие владельцу всей этой округи, в состав которых также входили поля, луга, рыбные ловли, бортные леса, сады, огороды, охотничьи угодья составляли хозяйственный комплекс вотчины. В центре владений находился господский двор с жилыми и хозяйственными постройками. Здесь были хоромы боярина, где он жил во время приезда в свою вотчину. Княжеские и боярские хоромы, как в городах, так и в сельской местности, состояли из терема (высокого деревянного здания—башни), где находились отапливаемое помещение— изба, “истобка”, а также холодные горницы-повалуши, летние спальни-клети. Сени соединяли избу и летние неотапливаемые помещения, примыкающие к терему. В богатых хоромах, в том числе в княжеских дворцах, на городских боярских дворах была еще гридница — большая парадная горница, где хозяин собирался со своей дружиной. Иногда для гридницы строилось отдельное помещение. Хоромы не всегда представляли собой один дом, нередко это был целый комплекс отдельных зданий, соединенных переходами, сенями.

С начала IX — в первой половине Х веков расширились внешнеторговые связи Руси. Русских купцов, ходивших воору­женными караванами, знали в Хорезме, Багдаде, Александ­рии, Константинополе, на Дунае. Русские корабли постоянно плавали по Русскому (Черному) и Хазарскому, или Хорезмийскому (Каспийскому) морям.Через всю Русь с севера на юг проходил торговый путь па Днепру «из варяг в греки», который соединял ее со Скандина­вией н Византией.Русские дружины и купцы шли по путям, впервые проло­женным ими еще в VI-в. и привозили в Европу восточные шелковые ткани (называвшиеся во Франции русскими), пряности и различное «узорочье».

В Чехии и других странах Центральной Европы оказывали большое внимание русским купцам, предоставляя им различ­ные льготы. Предметами вывоза из Руси были дорогие меха I (русские названия которых вошли в языки других народов), воск, а также изделия русских «златокузнецов», хорошо из­вестные в Европе, и оружейников (стальные клинки и коль­чуги).

Развитая торговля была невозможной без денежного об­ращения. Сначала использовались иностранные монеты. Одна­ко уже при князе Владимире Святославовиче началась чеканка собственных денег — серебреников и златников. В XI—XIII вв. стали применяться серебряные слитки, так называемые гривны, весом от 95 до 197 граммов. Последние составляли основную единицу денежной системы на. Руси. Гривна равнялась 20 нога­там, или 25 кунам, или 50 резанам, или 100 веверицам, или векшам (веверица, векша — древнерусское название белки).

Политическое положение Киевской Руси

Формирование феодальных отношений.

С постепенным развитием хозяйства крестьяне и ремес­ленники стали производить больше продуктов и изделий, часть которых стали присваивать себе старейшины, военные предводители, дружинники. Они могли теперь .жить за счет труда зависимых от них крестьян и ремесленников.

Крестьяне Древней Руси, или, как тогда говорили, «люди», «смерды», все чаще попадали в зависимость от государ­ственной власти: князья захватывали общинные земли и со­бирали дань с подвластного населения, со своих «людей»

Сбор дани так и назывался — полюдье.

Обычно князья отправлялись в подлюдье с началом зи­мы. Во главе сильного отряда дружинников они входили в сла­вянский поселок и требовали дань. Жители — «подданные» кня­зя (от слова «дань») несли ему разное добро особенно ценился мех куницы, бобра, белки. Несли мед в кувшинах и дере­вянных ведерках, круги воска и другие продукты своего хо­зяйства. Жители поселка кормили за свой счет князя с дружиной. Лошадям князя и дружинников надо было давать овса «сколько съедят».

Когда власть князей укрепилась, они стали требовать, чтобы подданные сами привозили дань. Такой способ сбора дани называли повоз.

Постепенно количество свободных крестьянских земель уменьшалось, а размеры владений знати росли.

Захватив крестьянские общинные земли, бояре (так на­зывали на Руси знатного землевладельца) оставляли кресть­янам небольшие земельные наделы, чтобы крестьяне, рабо­тая на феодала, в то же время могли прокормить себя и свои семьи. У крестьянина было свое хозяйство: лошадь или пара волов, орудия труда, изба. В зависимость от землевладельца крестьяне попадали различными путями.

Иногда крестьянин получал от боярина ссуду — по-тогдаш­нему «купу» — деньгами, зерном, скотом. Такой крестьянин работал на хозяина и назывался «закуп». В других случаях с хозяином заключался договор, или «ряд»,-о работе на фео­дала. Такой работник назывался «рядович».

Все зависимые люди, работавшие во дворе феодала, на­зывались челядью. В их состав входили рабы, их называли холопами. В холопы попадали прежде всего военнопленные. Но иногда и очень бедные смерды продавали себя феодалам в холопы. Женившийся на холопке становился холопом.

Зависимые смерды несли повинности: отрабатывали в хо­зяйстве феодала (барщина) или платили натуральный оброк.

Землевладельцы Древней Руси различались по количест­ву находившихся в их собственности земли, зависимых лю­дей и военных слуг. Устанавливалась система феодальной иерархии, т. е. соподчинения феодалов.

«Великий князь русский» считался владельцем всей зем­ли и государства. Зависимые от него «светлые князья» и боя­ре владели отдельными княжествами и землями, а также го­родами. Более мелкие феодалы, в свою очередь зависящие от князей и бояр, владели меньшими городами или отдель­ными селами.

Земельные владения князей и бояр назывались вотчина­ми (вотчина — владение, передаваемое по наследству от от­ца). В Западной Европе такие владения назывались феодами, что и дало название эпохе — феодализм.

Обычно в центре вотчины располагался господский двор. Здесь находились жилой дом феодала, помещения для слуг хозяйственные постройки: клеть для хранения зерна хлев и загон для коров и овец, конюшня для лошадей. В каждой вот­чине было много слуг, помогавших феодалу управлять хозяйст­вом и держать в повиновении крестьян: огнищанин (старший дружинник, управитель хозяйства), тиун (управитель дома), подъездной (сборщик оброка, дани) и др.

Пахотные земли вотчины состояли из двух частей: на одной велось господское хозяйство, другая делилась на наделы зави­симых крестьян.

Наряду с передаваемой по наследству существовала и другая форма феодальной собственности: земля давалась князьями своим дружинникам во временное держание за во­енную службу.

После принятия христианства особым видом феодальной земельной собственности стало церковное и монастырское землевладение.

Древнерусское государство IX—Х вв. — это раннефеодальная монархия. Во главе государства стоял киевский князь, называвшийся великим князем. Он управлял при по­мощи совета из других князей и дружинников (боярская ду­ма). Дружина делилась на старшую (бояре, мужи) и младшую (гриди, отроки, детские). Суд, сбор дани и судебных пошлин осуществлялись княжескими дружинниками, называвшимися мечниками, вирниками, емцами и др. С помощью дружины князья укрепляли власть над населением и расширяли тер­риторию русского государства. Дружинники получали от князей право на доходы (в виде дани) с населения террито­рий, входивших в состав Древнерусского государства. С раз­витием феодальных отношений все большая часть дружин­ников становилась земельными, собственниками, ведшими хозяйство в своих имениях.

Города управлялись княжескими посадниками, а в наибо­лее крупных из них существовали должности тысяцкого и сотских.

В руках киевского князя были значительные военные си­лы, необходимые как для организации власти над населением, так и для расширения границ государства и его защиты. Эти военные силы состояли из войск вассальных князей и бояр и из собственной дружины. В особых случаях собиралось более широкое народное ополчение. В войске большую роль играла конница, пригодная как для далеких походов, так и для бо­рьбы с конными отрядами южных кочевников. Известно, что во время походов на Балканы князь Святослав собрал 60-тысячное войско.

В Древней Руси был значительный поденный флот, дейст­вовавший на реках и на Черном море.

Ответьте на вопросы по тексту:

«Наставление богатым» из «Изборника» Святослава

«Сколь великим наделен ты от бога богатством, столь много и даже больше того должен ты отдать.

Обрати слух твой к страдающим в нищете, тогда и тебя господь услышит.

Как у нас есть подвластные нам люди, так и над нами есть небесный владыка.

Уклоняйся, как от воронов, от вкрадчивых слов льстецов, выклюют глаза те умники.

Если хочешь от всех почет иметь, будь сам для всех благодетелем.

Если хочешь всех тех, кто ниже тебя, исправить, творящим добро создавай почет, творящих зло наказывай.

Таких имей друзей и советников, которые не все, сказанное тобой восхваляют, но стремятся отвечать по суду праведному.

Твердо знай, в чем спасение твоей души, - в том, чтобы никого из людей не обидеть.

Насколько могуществом превыше ты всех, настолько и делами добрыми больше всех сиять и утруждаться ради них должен.

Только тогда наречется кто-либо истинным властелином, когда сам собой научится владеть и не будет слугой страстей непристойных.

Таким будь со слугами своими, каким молишь бога быть с тобою.

Перечислите основные идеи «Наставления». К кому они обращены? Ответ аргументируйте.

Составьте свой сборник изречений, адресованных современным правителям, государственным деятелям, известным политикам

Ответьте на вопросы по тексту:

Из книги Ю.К.Краснова «История государства и права России».

«Закон предусматривал определенную систему доказательств. Среди них важное место занимали показания свидетелей. Древнерусское право различало две категории свидетелей - видоков и послухов . Видоки - это свидетели в современном смысле слова, очевидцы факта. Послухи - более сложная категория свидетелей: это лица, слышавшие о случившемся от кого-либо, имеющие сведения из вторых рук. Иногда под послухами понимали и свидетелей доброй славы стороны. Они должны были показать, что ответчик или истец - человек, заслуживающий доверия. Не зная даже ничего о спорном факте, они просто как бы давали характеристику той или иной стороне в процессе. Впрочем, уже «Русская Правда» не всегда выдерживает четкое различие между послухами и видоками. Характерно, что в применении свидетельских показаний появляется элемент формализма. Так, по некоторым гражданским и уголовным делам требовалось определенное число свидетелей(например, два свидетеля заключения договора купли-продажи, два видока оскорбления действием и т.д.»

Какими чертами обладала процедура сбора доказательств в древней Руси?

В чем она сохранила свою преемственность, а в чем нет и почему?

7. Развитие феодальных отношений. Русь при Ярославичах.

Признаком формирования феодального уклада в древнерусском

7.7. ТАБЛИЦА 40Суммарные людские потери Руси, России и СССР от нашествий, войн и набегов иноземцев в период с 1-го по 1995 год (по данным таблиц 36,37,

Творчество Сергея Александровича Есенина, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным успехом у многочисленного российского и зарубежного читателя.

Автор статьи: Ручко Лариса Сергеевна, доцент кафедры теории и методики воспитания Костромского областного института повышения квалификации работников образования, соавтор и руководитель программ РОО «Коллекция Приключений» (г.

Книга является первым русскоязычным учебным пособием по геополитике. В ней систематически и подробно изложены основы геополитики как науки, ее теория, история.

История и судьба геополитики как науки парадоксальна. С одной стороны, само понятие, кажется, стало привычным, активно используется в современной политике.

ЗАРОЖДЕНИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Государственное управление. В XI в. во главе Руси, как и прежде, стояли великие киевские князья, которые были уже не первыми среди других князей, а полноправными правителями страны. Потомки князей периода “военной демократии” теперь стали вассалами великого киевского князя. Прежние мужи племенных княжений превратились в бояр, старшую великокняжескую дружину. Рядом была и младшая дружина, где состояли люди менее знатные, более молодые. Но и те и другие являлись слугами великого князя. Они исполняли его различные поручения — в военном деле, в управлении страной, в суде и расправе, сборе даней и податей, в области дипломатических отношений с другими государствами.

В услужении князя были и личные слуги, личная дружина, где служили так называемые “отроки” и “детские”. Дружина старшая и младшая, которая прежде выполняла чисто военные функции, с конца Х в. и в течение всего XI в. все более превращалась в рычаг государственной власти. В городах князь опирался на бояр-посадников, в армии — на воевод, тысяцких, которые также являлись, как правило, представителями видных боярских родов.

Сам великий князь руководил войском, организовывал оборону страны и направлял все завоевательные походы, нередко участвуя в них в качестве верховного военачальника, который шел впереди своего войска. Такими были и Владимир, и Ярослав Мудрый, и его сыновья и внуки. Великий князь руководил всей системой управления страной и судопроизводством. Его власть была -разнообразной и комплексной.

В чьих интересах действовал князь? Конечно, прежде всего он выражал интересы верхушки общества — бояр, младших дружинников, богатого купечества, духовенства. Эти люди, эти слои были наиболее близки к княжеской власти, были прежде всего заинтересованы в ней для защиты своих привилегий и доходов. Но эти люди были одновременно наиболее жизнеспособной, динамичной частью общества. Его прогресс осуществлялся в основном их организаторскими усилиями, их личными способностями.

В то же время княжеская власть выражала интересы всего общества в целом, так как осуществляла оборону страны от иноземных вторжений, поддерживала порядок внутри страны, карала за уголовные преступления, насилия против личности, защищала права собственности, на которых держалось и прогрессировало общество. К тому же, несмотря на развитие в обществе социальной розни, появление богатых и бедных, в нем еще четко не обозначились отдельные социальные слои. Основная часть общества состояла из лично свободных людей, и княжеская власть выражала их интересы в целом.

На Руси XI — XII вв. сохранялось еще немало остатков старых отношений. Так, в городах при решении важнейших вопросов

собиралось вече, куда приходили все свободные жители. Их волеизъявление имело большое значение при формировании политики великого князя или его вассалов, стоящих во главе отдельных княжеств. Хотя в XI — XII вв. на вече заправляли в основном наиболее влиятельные, богатые горожане, оно сохранило свои народные черты. Судебные разбирательства в сельской местности производились непременно в присутствии представителей крестьянских общин.

В самой великокняжеской власти, в порядке ее передачи от одного властелина к другому не было еще стройности и четкого порядка: несмотря на завещание Ярослава, власть в период XI — XII вв. передавалась и по старшинству, и по завещанию, и по наследованию от отца к сыну, и благодаря призванию князя жителями того или иного города — центра княжества. Порой княжескую власть захватывали и надолго удерживали силой. Все это свидетельствовало об отсутствии прочного и строгого ее регламентирования, говорило о переходном, неустойчивом характере всего общества.

Все большую ценность в эту эпоху приобретала в глазах общества земля с работающим на ней населением. Обладание такими землями сулило получение больших доходов, усиление Личного богатства, мощи, процветания, политической власти, к чему постоянно стремились люди, обладавшие не только объективными возможностями для этого (княжеская, боярско-дружинная среда, богатые верхи городов), но и люди, наделенные от природы определенными свойствами характера — энергией, напористостью, умением быстро ориентироваться в обстановке, способностями к получению знаний, честолюбием, хитростью, жестокостью.

Первым этапом подчинения князем, боярами, дружинниками населения, работающего на земле, было полюдье, а позднее регулярный и упорядоченный сбор дани с подвластного населения. Лично люди были свободны, но они уже попадали в определенную зависимость от государственной власти.

Дань являлась первой известной на Руси формой зависимости населения от государства. Причем облагались ею и вновь завоеванные и присоединенные княжества, и собственное население — свободные жители сельских общин. Государство тем самым утверждало свою верховную собственность на все подвластные земли. Таким образом, политические права на территорию выражались в притязаниях чисто хозяйственных.

Княжеский домен. К середине XI в. на огромных пространствах Руси, но особенно ощутимо в Среднем Поднепровье и вокруг Новгорода, земли все чаще попадают в частные руки. Первыми здесь, конечно, были князья. Пользуясь силой, влиянием, они в одних случаях откровенно присваивали себе общинные земли, в других — “сажали” на свободные земли пленных и превращали их в своих работников, строили в личных владениях хозяйственные дворы, собственные хоромы. охотничьи дома, поселяли в этих местах своих управителей, начинали организовывать здесь собственное хозяйство. Владения рядовых свободных общинников, связанных ранее с князем и государством лишь узкой ниточкой ежегодной дани, все плотнее окружаются княжескими землями, в княжеское хозяйство переходят лучшие пахотные участки, луга, леса, озера, рыбные ловли. Многие общинники оказываются под покровительством князя и превращаются в зависимых от него работников. ^

Создается, как и в других странах Европы, княжеский домен, т. е. комплекс земель, населенных людьми, принадлежащими непосредственно главе государства, главе династии.

Такие же владения появляются у братьев великого князя, у его жены, у других княжеских родственников. В XI в. таких владений было еще не много, но они уже появились, знаменуя на Руси наступление новых порядков.

Владения бояр и дружинников. К этому же времени относится появление собственных земельных владений, личных больших хозяйств княжеских бояр и дружинников. В ранний период государственности великие князья предоставляли местным князьям, а также боярам права на сбор дани с тех или иных земель. Свою дань с древлян собирал, -например, воевода Свенельд. Эти земли с правом сбора с них дани давались князьям и боярам как бы в кормление. Это было средством их содержания. Позднее в разряд таких “кормлений” перешли и города. А далее вассалы великого князя передавали часть этих “кормлений” уже своим вассалам, из числа собственных дружинников. Так складывалась система феодальной иерархии. Такая система как раз и зарождалась на Руси в XI — XII вв. В это же время появляются первые вотчины бояр, воевод, посадников старших дружинников.

Вотчиной (или “отчиной”) называлось земельное владение, хозяйственный комплекс, принадлежащий владельцу на правах полной наследственной собственности. Однако верховная собственность на это владение принадлежала великому князю, который мог вотчину пожаловать, но мог и отнять ее у владельца за преступления против власти и передать ее другому лицу.

С XI в. отмечено и появление церковных земельных владений. Великие князья предоставляли эти владения высшим иерархам церкви — митрополиту, епископам, монастырям, церквам.

С течением времени правители стали жаловать своим вассалам не только право владения землей, но и право суда на подвластной территории. По существу, населенные земли попадали под полное влияние своих господ—вассалов великого князя. А те затем жаловали часть этих земель и часть прав на них уже своим вассалам. Выстраивалась эдакая пирамида власти, в основе которой лежал труд работающих на земле крестьян, а также живущего в городах ремесленного люда.

Но по-прежнему на Руси многие земли оставались еще вне

притязаний феодальных владельцев. В XI в. эта система лишь появлялась. Огромные пространства были заселены свободными людьми, которые жили в так называемых “волостях”, над которыми был лишь один хозяин — сам великий князь как глава государства. И таких свободных крестьян — смердов, ремесленников, торговцев было в то время в стране большинство.

Феодальная вотчина. Что представляло собой феодальное хозяйство какого-нибудь крупного боярина, который сам жил на своем богатом дворе в Киеве, находился на службе близ великого князя и лишь изредка наезжал в свои сельские владения?

Деревни, населенные крестьянами, пахотные земли, луга, огороды крестьян и хозяйственные земли, принадлежащие владельцу всей этой округи, в состав которых также входили поля, луга, рыбные ловли, бортные леса, сады, огороды, охотничьи угодья, и составляли хозяйственный комплекс вотчины. В центре владений находился господский двор с жилыми и хозяйственными постройками. Здесь были хоромы боярина, где он жил во время приезда в свою вотчину. Княжеские и боярские хоромы, как в городах, так и в сельской местности, состояли из терема (высокого деревянного здания—башни), где находились отапливаемое помещение— изба, “истобка”, а также холодные горницы-повалуши, летние спальни-клети. Сени соединяли избу и летние неотапливаемые помещения, примыкающие к терему. В богатых хоромах, в том числе в княжеских дворцах, на городских боярских дворах была еще гридница — большая парадная горница, где хозяин собирался со своей дружиной. Иногда для гридницы строилось отдельное помещение. Хоромы не всегда представляли собой один дом, нередко это был целый комплекс отдельных зданий, соединенных переходами, сенями.

Дворы богатых людей в городах и в сельской местности были окружены каменными или деревянными оградами с могучими воротами. На дворе же находились жилища господского управителя — огнищанина (от слова “огнище” — очаг), тиуна (ключника, кладовщика), конюхов, сельских и ратайных (от слова “ратай” — пахарь) старост и других людей, входящих в состав управления вотчины. Неподалеку располагались кладовые, зерновые ямы, амбары, ледники, погреба, медуши. В них хранились зерно, мясо, мед, вино, овощи, другие продукты, а таже “тяжкий товар” — железо, медь, изделия из металла.

В хозяйственный сельский комплекс вотчины входили поварня, скотный двор, конюшня, кузница, склады, двор, гумно, ток.

Феодально-зависимое население . Феодальное владение было неотделимо от труда зависимого населения, которое за право пользоваться собственными участками пахотной земли, лугами, лесами, реками, которые были отданы великим князем своему вассалу со всеми правами на эти территории, должно было платить владельцу земли определенные платежи натурой. Оно также исполняло подводную повинность, т. е. предоставляло по требованию господина телеги летом и сани зимой, запряженные лошадьми, исполняло различные работы, связанные с починкой дорог, мостов и т. д. Все обязанности, которые ранее население выполняло на великого князя, на государство, теперь выполнялись на нового господина — боярина, дружинника, церковь, монастырь. Оставались и общегосударственные поборы и повинности.

Постепенно в сельской местности появлялся слой людей, которые по различным причинам (неурожай, засуха, военные разорения) теряли собственное хозяйство и либо за взятые у господина в долг деньги, либо за помощь в поддержании своего пошатнувшегося хозяйства (ссуда семенами, предоставление тяглого или молочного скота) обязывались выполнять сельские работы на своего господина. Такие люди назывались рядовичами, так как заключали с хозяином “ряд” — договор, или закупами, так как брали у хозяина “купу” — долг. Они не могли уйти от господина ранее, чем выполнят условия договора.

На господской земле трудились и пленники, отрабатывавшие свой выкуп, “.наймиты.”, нанимавшиеся за плату на церковных землях трудились “прощеники” — те, кому были прощены их долги или преступления, или те, кого церковные организации выкупали у государства, скажем, воры, заплатив за них необходимые штрафы.

Наиболее неполноправными людьми, как в городе, так и в сельской местности, были холопы.. В XI — XII вв. их стали привлекать к сельским работам, “сажать” на землю и заставлять работать на своего господина. Все больше и больше людей попадало в холопство: свободный человек мог продать себя в холопы от великой нужды он становился холопом, если женился на холопке, заранее не обговорив свою свободу если поступал на службу к господину без специального договора. Холопами становились также дети холопов проворовавшиеся и нарушившие договор “рядовичи” и “закупы” в состав холопов попадали и пленники. Сельские усадьбы и городские дворы светской и духовной знати были полны такими людьми, которые исполняли многие работы по дому и в поле. И все же русские холопы отличались от рабов в античном мире. Они имели кое-какие права. Их убийство каралось законом. Иногда, в случае отсутствия иных свидетелей, холопы могли давать показания в суде. Церковь стремилась смягчить бесправное положение холопов, что ей и удалось сделать к концу XI —началу XII в.

Источники:
studopedia.ru, works.doklad.ru, www.newreferat.com, refdb.ru, clarino2.narod.ru

Следующие:




Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

Сумма цифр: код подтверждения


Вас может заинтересовать

Популярное